Музыкальная индустрия. Реалии после коронавируса.

Covid-19 обнажил все недостатки музыкальной индустрии. Концертные площадки и клубы остаются пока закрытыми на фоне только открывшихся ресторанов и кафешек. Музыканты находятся в стадии записывания нового материала, это единственное разумное, что остается им делать на данный момент, и конечно же съемки клипов, ведь все эти онлайн-концерты это конечно же решение и общение с фанатами, но это всё временно и не то..

А в свежих новостях появилась информация о скорых концертах по «формуле автокинотеатра», т.е. люди приезжают на концерт на своих автомобилях, настраивают фм-волну, и смотрят через лобовые стёкла выступление артистов – оригинально, но на самом деле это будет выглядеть как-то никак.. Понятное дело, что все хотят ускорить процесс концертов и заработков, но вообще на концертах просто танцуют, а здесь – как зрители будут вытанцовывать в своих «тачках» – сложно представить..      

Итак, что мы имеем сегодня: ситуация сложная, большое количество людей, работающих в индустрии, осталось временно без работы, фанаты живой музыки соскучились по концертам, у музыкантов нет доходов, они в поисках других заработков. Скорее всего должны существовать какие-то ФОНДЫ для поддержки музыкантов и людей, работающих в музыкальной индустрии, и речь идёт не о звёздах «первой величины» (они прекрасно зарабатывают на рекламе и имеют достаточно отложенных денежных средств), а о всех остальных – артисты, диджеи, дистрибьюторы, клубы, тур-менеджеры, промоутеры, фестивали и так далее – все они оказались в трудном положении, и понятно одно: музыкальная индустрия после пандемии будет мало похожа на ту, которую все знают. Получается – музыкальная индустрия больше всех остальных пострадала от коронавируса, конечно сложно представить, как и кого именно надо поддерживать финансово, но что-то надо делать, если мы хотим в будущем ходить на любимые, хорошо организованные концерты, видеть профессионалов в этой сфере.

Например в прошлом году Москву с концертами посетили многие мировые хип-хоп звёзды: A$ap Rocky, Tyga, Lil Jon, Wiz Khalifa, Offset, Future и другие – что будет в этом году.. к сожалению.., скорее всего ничего – они там в Штатах сами в шоке – индустрия стоит на коленках после нокдауна, “десять секунд кажутся вечностью”.. Плюс все эти беспорядки удручают общую картину, а вообще – хотелось бы поздравить темнокожее население США, что они наконец-таки победили всех этих нацистов и расистов, это круто!

Коронавирус перечеркнул многие мировые концертные туры, а это основной заработок артистов, и не известно, какая будет обстановка осенью, будет ли так называемая вторая волна вируса и ограничения? Время покажет. Однозначно мы будем надеяться на лучшее – ведь все мы как следует хотим оторваться на настоящих концертах!

Предлагаем вам прочитать отрывок из статьи про «музыкальную индустрию после коронавируса» от Esquire.ru:

«Пандемия коронавируса случилась в самое важное для артистов время: именно на весну и лето выпадает большинство концертов и музыкальных фестивалей — основной источник дохода для музыкантов, их агентов, тур-менеджеров, звуковиков и сотен других людей, задействованных в организации нашего с вами досуга. Коронавирус едва не убил музыкальную индустрию. Но, возможно, ей нужно умереть — чтобы выжить.

Covid-19 смог сделать то, что не удавалось ни правительствам во время борьбы с рейвами, ни ворчливым бабкам. Мысль о том, чтобы дышать одним пропитанным потом воздухом с толпой людей, сейчас настолько же привлекательна, как предложение лизнуть дверную ручку в больнице. Мы сидим дома и переслушиваем любимые альбомы на стриминговых сервисах, роемся в залежах старого винила, смотрим стрим-концерты и надеемся, что теплая банка пива вернет хотя бы часть ощущений от живого концерта.

Музыкальную индустрию, конечно, штормит не впервые, но эпидемия перекрыла воздух слишком резко. Не важно, в каком жанре ты играешь и сколько стоили билеты на твои концерты, у всех сейчас одинаковые проблемы.

Объем рынка живой музыки составляет около $30 млрд в год. Или, если быть точным, составлял. Эпидемия отменила все — от крупных фестивалей до концертов в пабах. И одновременно обнажила то, как странно устроена теперь музыкальная индустрия: музыкантам платят за выступления, но почти ничего не платят за альбомы. До сих пор было принято считать, что, хотя стриминг и «пожирает» доходы музыкантов от записей, он дает возможность найти новых слушателей, которые придут на концерты. Но теперь, когда концертов нет, эта сделка выглядит не такой уж и выгодной.

За последние 20 лет туры стали для музыкантов основным способом заработать на жизнь. Стриминг перевернул индустрию, когда-то существовавшую за счет продажи дисков, и сейчас — через 14 лет после появления Spotify — доходы музыкантов так и не вернулись на прежний уровень. Стриминговые сервисы платят за прослушивание копейки, и большая часть этих денег — по некоторым контрактам до 80% — достается не исполнителям, а лейблам, оставляя музыкантам маленький кусок и без того достаточно скромного пирога. Продажи дисков и пластинок продолжают падать, другие источники дохода, например торговля мерчем, слишком ненадежны. Только самые известные музыканты могут набрать достаточно прослушиваний на стриминговых сервисах, чтобы на полученные деньги можно было жить.

Доход музыканта цикличен. Пока музыкант пишет песни и записывает альбом, лейбл выплачивает ему аванс. После того как альбом выходит, денег становится гораздо больше, но большую часть забирает лейбл — аванс необходимо вернуть. Потом начинаются туры и фестивали — билеты и мерч дают возможность заработать. Затем публика теряет интерес, музыканты возвращаются в студию и цикл начинается заново.

Лето для музыкантов — особенно это касается исполнителей средней известности — время основных заработков. Это время теплой погоды и фестивалей, приносящих хорошие деньги и дающих возможность сыграть сразу несколько концертов за очень короткий период. На фестивалях можно найти новых фанатов, которые купят футболку и билеты на следующий концерт. Но фестивалей в этом году не будет, и теперь сотни тысяч музыкантов не знают, где будут брать деньги на оплату счетов на остаток года.

Для нишевых музыкантов эта проблема стоит еще острее. Диджеи — которым, чтобы отправиться в тур, не нужно ничего, кроме авиабилетов и сумки с пластинками – обычно они зарабатывают от 500 до 1500 евро за выступление — минус перелеты и процент менеджера. Но клубы по всему миру закрылись, и теперь диджеи не зарабатывают ничего.

Понятно, что удачных моментов для глобальной пандемии не бывает, но коронавирус появился, как раз когда начало казаться, что музыкальная индустрия приспособилась к эпохе стриминга: к концу 2019-го рынок рос пятый год подряд, и три самых крупных лейбла — Universal, Sony и Warner — в совокупности зарабатывали на стриминговых сервисах $800 тысяч в час. С другой стороны, пока богатые становились еще богаче, независимым музыкантам становилось все труднее.

Проблема в том, что музыка и вообще искусство стали практически бесплатными. Музыканты получают слишком мало денег за работу, в которую вкладывают все свои силы и воображение. Такое ощущение, что искусство обесценилось — из-за корпораций, которые зарабатывают тонны денег, перечисляя музыкантам лишь копейки. Карантин подчеркнул сегодняшнюю капиталистическую реальность: бизнес эксплуатирует музыкантов, как и многие другие важные для общества профессии.

Выживание сильнейших в данном случае неизбежность. «По мере того как источники дохода менее популярных музыкантов будут иссякать, им придется начать искать другую работу, а работа не оставит им времени на творчество. Что, конечно, повредит музыкальной индустрии — любой творческий прогресс и творческие революции начинаются снизу.

Более вероятно, что пандемия оживит дискуссии вокруг условий контрактов, которые лейблы предлагают музыкантам. Стриминг изменил отношения между лейблом и распространителями музыки, но отношения между лейблом и музыкантами остаются практически неизменными с 1970-х. Обычно музыкант получает от 15 до 20% роялти, а остальное забирает лейбл в счет маркетинга и расходов на продакшен. Но, как признается топ-менеджер одного из лейблов, «в эпоху, когда рынок прямых продаж музыки схлопнулся, такие архаичные условия просто не дают музыкантам зарабатывать на своей музыке». Независимые лейблы и до эпидемии двигались к более прозрачным и индивидуальным контрактам с каждым исполнителем, и предполагается, что Covid-19 «встряхнет всех причастных и заставит нас многое пересмотреть».

Даже если музыканты начнут получать больше прибыли от стриминга своей музыки (по крайней мере, в краткосрочной перспективе), остальным игрокам индустрии вряд ли что-то перепадет. Никто пока не знает, что ждет нас в будущем, но понятно, что концерты живой музыки разрешат в последнюю очередь. К моменту окончания карантина музыкальную индустрию будет не узнать. В первые месяцы нас ожидает настоящий потоп новых релизов, не успевших выйти вовремя из-за эпидемии или записанных на самоизоляции. В индустрии огромный заряд творческого потенциала, превосходящий все, что было до этого, не только на концептуальном уровне, но и в смысле профессионализма.

Поначалу музыканты заполнят площадки, которым удалось пережить карантин, но таких может оказаться немного. Промоутеры тоже терпят серьезные убытки.

Коронавирус стал катастрофой для фестивального сезона. «Гластонбери-2020» отменен. То же самое произошло с Burning Man и Download. Организаторы других фестивалей, таких как Coachella, сначала перенесли свои мероприятия на конец лета, надеясь, что к сентябрю проблема решится (не решилось: Coachella-2020 в итоге тоже официально отменена). Клубы Ибицы, очевидно, стремятся целиком перенести сезон на осень и подают происходящее как «возможность отметить пробуждение от этого кошмара». Как бы то ни было, пострадают промоутеры всех уровней. Некоторые любители опен-эйров с удовольствием окунутся в мошпит, но другие, очевидно, побоятся дышать одним воздухом с толпой. Восстановление наверняка займет много времени. Первыми погибнут небольшие авторские мероприятия, и вместе с ними индустрия лишится заметной доли разнообразия и атмосферы, а молодые и склонные к экспериментам музыканты лишатся платформы. Оставшиеся предпочтут не рисковать и сделать упор на популярных, массовых концертах, а это значит, что на всех афишах будет более-менее одно и то же.

Последний и самый важный элемент кризиса — отношения между фанатами и музыкантами. Можно сколько угодно винить Spotify и жесткие условия лейблов, но именно фанаты привыкли воспринимать музыку как нечто бесплатное или почти бесплатное, а не как искусство, которое стоит того, чтобы за него заплатить. Может ли эпидемия, обнажившая недостатки музыкальной индустрии и заставившая музыкантов по‑новому выстраивать отношения с аудиторией, как-то изменить это положение? Одни оказавшиеся в тяжелой ситуации музыканты устраивают платные онлайн-концерты, другие организовывают онлайн-курсы. Это временные решения, но они, по крайней мере, дают музыкантам возможность получить награду за свое творчество.

Кроме того, Covid-19 может побудить нас пересмотреть реальную цену музыкального альбома. Никогда еще хрупкость музыкальной индустрии не была настолько очевидна, и это, возможно, сподвигнет нас покупать, а не стримить музыку, чтобы поддержать музыкантов. Если постараться, из пепла поднимется новая музыкальная индустрия, выгодная для всех своих участников. И она нам понадобится, потому что нам всем будет просто необходимо как следует потанцевать!