МАКС 2021 – в ожидании технологической революции!

Создание летательных аппаратов с гибридной и полностью электрической силовой установкой – одна из главных тенденций прошлого и нынешнего десятилетий в мировой авиации. Организаторы МАКС-2021 сообщают, что экспозиции станут показателем технологического прорыва! Отечественные научные организации и бизнес тщательно работают в этом направлении и у нас есть все шансы вскоре перегнать конкурентов. Международный авиационно-космический салон проводится в России с 1993 года, в этот году даты утверждены на 20 – 25 июля.

Появление самолётов и вертолётов, не выбрасывающих в атмосферу вредные вещества, а, кроме того, взлетающих без привычного рёва двигателей, было бы с восторгом встречено жителями территорий, примыкающих к аэропортам. А если учесть, что развитие транспортной инфраструктуры мегаполисов требует освоения третьего измерения, то проблемы минимизации негативного влияния авиации на окружающую среду становятся актуальными для миллиардов жителей планеты.
Электрические двигатели, конструктивно более простые, нежели газотурбинные, обещают быть надёжнее и дешевле в эксплуатации. При таком наборе достоинств у неискушённого читателя возникнет только один вопрос: а почему мы до сих пор летаем, сжигая керосин и авиационный бензин?

Длительное время проблема упиралась в несовершенство аккумуляторных батарей: они были очень тяжёлыми, боялись морозов и при этом имели ёмкость, достаточную разве что для коротких подлётов. Современные литий-ионные батареи позволяют иметь на борту запас энергии для более длительного полёта. Беспилотные летательные аппараты с полностью электрической силовой установкой уже могут держаться в воздухе часами. Идут работы и над пилотируемыми машинами, способными, кроме собственной конструкции, поднять в воздух и внушительную полезную нагрузку.

В России создается революционный аэромобиль «Flyter», масштабный проект Аэротакси для мегаполисов, как сообщает компания “Scienex” уже совсем скоро будут проведены тесты, и преимущество этого летательного аппарата над остальными – это вертикальный взлёт без открытых винтов, реально фантастика! Ждём отечественную новинку.

Например, в 2019 году стартап Eviation представил проект Alice. Трёхдвигательный самолёт должен перевозить девять пассажиров со скоростью более 440 км/час на внушительные 1000 км. Правда, первые коммерческие полёты этой машины ещё впереди. Реально же достигнутые показатели несколько скромнее.

Первый в мире сертифицированный электросамолёт Velis Electro, созданный компанией Pipistrel, предназначен для учебных полётов. Ученик и инструктор могут 45 минут отрабатывать пилотирование, после чего нужна двухчасовая зарядка аккумуляторов. Впрочем, за эти минуты самолёт может преодолеть более 120 километров.

Каков будет электрический полёт: от МАКС-2019 к МАКС-2021? Многие авиастроители идут по простому пути установки электрической составляющей – двигателя, аккумуляторов, инверторов и системы управления – вместо традиционной силовой установки. В России такой подход используют лишь для отработки отдельных агрегатов электрической системы: тягового двигателя, генератора, системы управления и других элементов.

Новинкой МАКС-2021 станет летающая лаборатория, созданная на базе регионального самолёта Як-40. От своих собратьев он отличается смонтированным в носовой части электродвигателем мощностью 500 кВт разработки компании “СуперОкс”. Уникальность двигателя в том, что он использует эффект высокотемпературной сверхпроводимости, что позволяет достичь рекордно высокого КПД в 98%. Энергию для привода электромотора будет давать связка турбовального двигателя ТВ2-117, который будет смонтирован вместо одного из штатных моторов Як-40ЛЛ, и специально разработанного высокоэффективного генератора мощностью 400 кВт. Также в центральной части фюзеляжа были установлены литий-ионные аккумуляторные батареи.

На МАКС-2019 основные элементы будущей конструкции были представлены в виде макетов и моделей, в то время как на МАКС-2021 мы увидим летающую лабораторию со всеми установленными агрегатами. За неполные два года учёные отработали на наземных стендах ключевые узлы: электродвигатель, систему охлаждения, систему управления, генератор, затем смонтировали их на самолёте и провели наземную отработку совместной работы.
Как ожидается, лётный этап испытаний начнётся уже в нынешнем году, а результатом работы, которая завершится в 2022 году, должно стать подтверждение правильности конструктивных подходов к созданию гибридных силовых установок и оценка эффективности применяемых технических решений. Следующим этапом развития гибридных технологий должно стать использование водородного топлива.

А корпорация “Ростех”, специализирующая в разработке, производстве и экспорте высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения, представит на авиакосмическом салоне МАКС-2021 “принципиально новый самолет”. В авиасалоне будут участвовать все холдинги “Ростеха”, участвующие в создании авиационной продукции. Общая площадь экспозиции превысит пять тысяч квадратных метров. Выставка МАКС-2021 пройдет в подмосковном Жуковском 20-25 июля, заявлены представители более 40 стран.