Проект «Ощутимое присутствие» / ГЭС-2, музей современного искусства

В первом сезоне в «ГЭС-2» открылся проект «Ощутимое присутствие», позволяющий посетителям распознать, как физические ощущения влияют на чувства. Комната сенсорных впечатлений с интерактивной средой состоит из различных фактур, текстур, объектов и звуковых инсталляций. Здесь можно отследить, как обоняние, осязание, зрение и слух сливаются в единый спектр ощущений, воздействуя на наши эмоции. «Ощутимое присутствие» — это попытка создать условия для настройки и перенастройки органов чувств, которая помогла бы вернуть осознанность в регулярно повторяемые действия.

Пространство разработано командой студии Playtronica, художником Елизаветой Москвиной и экспертами: исследователем синестезии Антоном Дорсо, нейробиологом Антоном Варламовым, специалистом по сенсорной интеграции Марией Шапиро и арт-терапевтом Анной Ше. За работу с запахами в проекте отвечают ольфакторные художники Мария Головина и Павел Никандров (Holynose). Идея проекта основана на механизме сенсорной интеграции — бессознательном процессе, в ходе которого нервная система интерпретирует информацию, полученную от органов чувств. Сенсорной интеграцией называют и терапевтические методики, направленные на то, чтобы помочь людям с различными особенностями восприятия сформировать собственную картину мира, научиться точно определять раздражители во внешней среде и уметь управлять своей реакцией на них.

Саша Пас, команда Playtronica:

Нам показалось важным «разогреть» зрителя перед просмотром современного искусства в пространстве Дома культуры «ГЭС-2», как «разогревают» футболистов перед выходом на поле. Медитация в темноте, упражнения для более полного ощущения своего тела и положения в пространстве, тренировка осязания и восприятия запахов, звуковых и световых вибраций — именно с расчетом на все это устроена Комната сенсорных впечатлений. Здесь зрители могут создавать последовательности стимулов, комбинации из звуков, световых импульсов и тактильных ощущений. Это такой синтезатор, на котором можно исполнять синестетические этюды, предназначенные для восприятия разными органами чувств одновременно. Надеюсь, Кандинский и Скрябин были бы довольны!

Попытка задействовать все органы чувств и сенсорные системы человека связана с поиском максимально широкого поля воздействия. Это путь, по которому идет современное искусство: от плоскости картины к иммерсивному опыту тотальных инсталляций или перформативных практик, когда зритель становится соучастником. Расширение границ искусства влечет за собой расширение границ чувствования и отчасти совпадает с еще одним предметом исследования команды проекта — синестезией, феноменом восприятия, при котором одно ощущение ведет к неконтролируемому отклику в другой, не связанной с ним напрямую, сенсорной системе.

Катя Порутчик, Полина Зотова, кураторы проекта:

Эстетический, буквально — чувственный, опыт основывается в том числе на импульсах от моторной системы, ощущений и восприятия. В этом проекте мы изучаем сенсорные различения как агента влияния на эстетические суждения человека. Мы хотим обратиться к невербальному и, возможно, даже невербализуемому опыту, который мы получаем через сенсорные каналы.

Регистрация

Дата: 4 дек 2021–13 мар 2022 / место: ГЭС-2, Москва